Советы музыкального руководителя
Праздники для детей с органическим поражением центральной нервной системы
В докладе представлен опыт музыкального руководителя Лагутиной Ирины Юрьевны в организации праздников для детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы.
Основная задача коррекционно – педагогической работы – создание условий для всестороннего развития детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС в целях обогащения их социального опыта; формирование у них возрастных психологических новообразований; преодоление отклонений в основных линиях развития (социальной, физической, познавательной) и становлении предметной деятельности.
Задачи и содержание праздников рассматриваются как средство организации детского коллектива с использованием дидактических приемов. Для детей с органическим поражением ЦНС праздники – это возможность получить положительный эмоциональный опыт взаимодействия со сверстниками.
Дети раннего возраста участвуют в праздниках, организуемых в соответствии с традиционной тематикой, принятой в дошкольных учреждениях: «Новый год», «День рождения», «Праздник урожая», «Осень в гости к нам пришла», «Масленица», «Лето красное», для детей были подготовлены инсценировки русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заяц, лиса и петух».
Вся работа состояла из трех этапов: подготовительный, проведение праздника, закрепление впечатлений.
Подготовительный этап
Этап состоит из следующих компонентов:
- Разработка сценария: предметно – игровые действия, движения под музыку, элементы театрализованных и сюжетных игр;
- Создание предметно – развивающей среды: театральная атрибутика, музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, дудки); звучащие игрушки; предметы и игрушки по тематике праздника (елка, елочные украшения, «снежки», цветы, ленточки, мягкие игрушки, куклы - марионетки); игрушки для проведения подвижных и сюжетных игр; предметы для «сюрпризных моментов» (подарки и угощение для детей); аудиозаписи (классическая музыка, звуки живой и неживой природы, детские песни и танцы);
- Подготовка детей к празднику на музыкальных и коррекционно – педагогических занятиях;
- Участие всех специалистов, занимающихся с детьми (дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, психолог).
На первом этапе большое значение придается формированию у детей мотивации к положительному взаимодействию со сверстниками и закреплению программного материала в процессе занятий.
Подробно остановлюсь на описании подготовительного этапа на примере праздника «Новый год».
На занятиях по музыкальному воспитанию особое внимание уделялось формированию умений слушать музыку, петь, выполнять музыкально – ритмические движения (игры и упражнения с предметами, сюжетные действия и игры под музыку). Детей учили водить хоровод под музыку, петь песни, допевая слова; выполнять движения под музыку (танцевать с ленточками, парами), использовать музыкальные игрушки – инструменты (ложки, дудочки, колокольчики, бубны); выполнять музыкально – ритмические и музыкально – дидактические упражнения, играть в подвижные игры (сначала совместно со взрослым, затем по подражанию и показу).
Проведение праздника
Он длится от 20 до 25 минут (учитываются особенности и возможности психофизического развития детей).
К играм привлекаются все специалисты, работающие с детьми.
Обязательно чередуются активные (подвижные игры, пляски и др.) и спокойные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть наблюдателем, зрителем (слушание музыки, просмотр выступления гостей).
Особое внимание уделяется разработке сценария, подбору репертуара: используемый речевой материал (четкие инструкции, простые стихи) должен быть предельно понятен детям; музыкальные, подвижные игры и упражнения, а также пляски подбираются с таким расчетом, чтобы дети независимо от уровня психофизического развития могли в них участвовать. Предлагается выполнять простые движения в удобном для дошкольников темпе; сыграть в игры, в которых необходимо обмениваться игрушками, действовать вместе или поочередно.
Закрепление
Третий этап посвящен закреплению впечатлений, знаний, умений, полученных на празднике.
На музыкальных занятиях повторяем элементы программы праздника, играем в подвижные и музыкальные игры, поем песни. Тему праздника включаем в содержание игровой деятельности в ходе занятий: «Новый год у игрушек», «Возле елки веселятся зверюшки», «Позовем друзей на елку».
Опыт работы с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС показал: организация праздников является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и включению их в детский коллектив.
Литература
Изученная и используемая в работе литература:
- Выродова И. А. «Музыкальные игры для самых маленьких». Москва, 2007 г.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Под редакцией Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. Москва, 2007 г.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС. Под редакцией Е. А. Стребелевой. Москва, 2004 г.