Советы логопеда
Что делать, если ребенок молчит в 2 года? Ждать или обращаться к специалисту?
В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка.
Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.
Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребёнка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счётом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.
Раннее вмешательство специалистов и активное участие родителей может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и даёт возможность более широкого выбора типа школьного обучения.
Поэтому, я считаю, вам следует обратиться к опытному специалисту, чтобы понять причины и помочь ребёнку.
Как должна правильно развиваться речь ребёнка?
Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном доме. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Ребёнок активно гулит. Произносит нараспев отдельные звуки и их сочетания: «а-а-а», «у-а-а», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца малыш радостно двигает ножками, машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.
К 5-6 месяцам младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за произношением.
С 7-8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами.
К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», и т.п.
К 1.5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок»; «Мишка, сиди тут»; «Хочу пить чай!» Появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Малыш в этом возрасте почти все согласные звуки произносит смягчённо.
Физиологическое смягчение согласных уходит к 3-м годам. К пяти годам ребёнок должен правильно произносить все согласные звуки.
Если вы чувствуете, что на каком-то этапе речевого развития ваш ребёнок «застрял», не медлите и обратитесь к специалистам за советом, а может быть и за практической помощью.
«За» и «Против» обучения раннему чтению
В моде – раннее развитие детей. Но хорошо ли это для психики малышей?
Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом для интеллектуального развития является возраст от 3 месяцев до 3 лет. «После трех уже поздно» – так называется знаменитая книга основателя японской ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. Похожей точки зрения придерживаются создатели методик раннего умственного развития. Авторы считают, что, чем младше ребенок, тем проще его обучать.
К нам мода на «развивалочки» и чтение с пеленок пришла в последние 5–7 лет, когда в избытке стали продаваться различные пособия, книги, методички для родителей по раннему обучению. Мамы и папы принимаются обучать малыша с первых месяцев, чтобы ребенку в будущем было проще построить успешную карьеру и достигнуть серьезных высот.
Однако родители зачастую не понимают, что в преждевременной интеллектуализации существует масса «подводных камней».
Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Врачи-нейропсихологи выделяют три этапа:
С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.
С 3 до 7–8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание.
С 7–8 до 12–15 лет. Возраст развития сознательной психической деятельности.
Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть какой-то этап негативно сказываются на процессах, которые, согласно «природной программе», должны закладываться в данный момент. Проще говоря, происходит искажение естественного развития. Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она может аукнуться спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях с другими людьми, тиках, неврозах, навязчивых движениях, заикании, дизартрии (нарушении речи).
А, по мнению офтальмологов, преждевременное обучение чтению опасно для глаз. Окулисты не советуют учить детей читать ранее 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.
Еще одной негативной стороной ранней интеллектуализации малыша является десоциализация. Период до 7 лет чрезвычайно важен для психо-эмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честь, честность, справедливость. Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, взаимодействовать и чувствовать других людей. Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциями, а лет с трех-четырех – и сюжетно-ролевыми играми. Дошкольный возраст – это этап индивидуального психического развития, главной деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития – обучению.
Когда малышу вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет очень трудно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить, – навыки, необходимые для построения крепкой семьи. Вспомните истории вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдало различными комплексами, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и представителями противоположного пола. Впрочем, и малыши, которых не обучали пяти языкам с рождения, а просто учили читать с 2–3 лет, переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.
При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться читать не по указке родителей, а по собственному настойчивому желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения – не из легких, и, если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным, кропотливым и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте малыши еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил уже не хватает. Таковы особенности возраста. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.
Так, что читайте пока ребенку сказки перед сном сами!
Может ли невнятная речь повлиять на успеваемость в школе?
Да, может, и не только на результаты, но и на процесс обучения. В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письма и чтения.
Такие нарушения как дисграфия и дислексия могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка и на его психическое состояние.
Остановимся на нарушении письменной речи, дисграфии. Каковы причины возникновения? Существует несколько причин.
Например, неправильное произношение звуков. Получается, пишет так, как говорит (вошка вместо ложка или лаковина вместо раковина).
А бывает так, что физический слух хороший и звуки все в полном порядке, но слышит ребенок их по-своему. Например, плохо различает близкие по звучанию звуки: и вот уже горка превратилась в корку.
Или не слышит «мягкость» в словах: и был у нас уголь, а стал угол; люк может превратиться в лук.
Бывает сложно ребятам выделить отдельный звук. Определить его место в слове или порядок слогов: и в итоге оранвыжей, а надо оранжевый.
Первичными причинами дисграфии могут быть осложнённое протекание беременности, родовые травмы, заболевания в раннем детстве, особенно в первый год жизни.
Есть и еще один фактор риска: возможно, что бабушки и дедушки, мама и папа тоже когда-то делали такие ошибки. И они могли передать ребенку не само нарушение письма, а его предпосылки: невнимательность, слабо развитую память или речь. И от этого получаются двойки в тетрадях.
И ещё, вы не задумывались, почему у детей, которых учат грамоте в 2-3 года, возникают потом какие-то проблемы? Дело в том, что очень важна психологическая готовность к школьному обучению: у природы свои законы и бежать впереди них не стоит.
А уж если родители говорят на разных языках… Отсюда тоже можно ждать сюрпризов в школе.
Важно, чтобы к первому классу у детей определилась ведущая рука, т.к. при задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.
Пугаться не стоит, просто нужно вовремя обратить внимание на своего ребенка и его проблемы. Нужно вовремя обратиться к специалисту за помощью. Всегда легче предупредить, чем устранить!
Важно понять, что для овладения письмом, чтением важна степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон речи (словарный запас, категории речи), звукопроизношения на разных этапах являются основными причинами дисграфии.
Как же предупредить нарушение процесса письма?
Нужно не пропустить обследование у логопеда, на котором специалисты увидят предпосылки возможных нарушений письменной и устной речи. И, если нужно, проведут логопедические занятия, на которых скорректируют её развитие. Ведь, чем меньше возраст, тем легче и быстрее уходят трудности и появляется больше уверенности у Вас и Вашего ребенка!